Сегодняшняя статья вряд ли кого обрадует, так как несёт в себе массу негатива. Но от существующих реалий не убежать, голову в песок не спрятать, а знать необходимо не только свои права, но и то, что в некоторых ситуациях… прав-то этих и нет.
Может ли педагог дополнительного образования для детей (ДОД) рассчитывать на досрочную педагогическую пенсию? Этот вопрос стал актуальным именно сейчас, так как «мина замедленного действия», заложенная Правительством РФ в 2002 году, благополучно сработала в 2009 году – на радость чиновникам ПФР и к великому разочарованию педагогов.
Дело в том, что по ныне действующему Постановлению Правительства РФ № 781 Список профессий, должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочную пенсию педагогам, содержит два пункта. В пункт 1 входят общеобразовательные учреждения, работа в которых даёт право на получение досрочной педагогической пенсии по старости при достижении выслуги 25 лет, независимо от возраста.
А вот учреждения ДОД включили в пункт 2 Списка:
2. Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско — юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно — экологический, эколого — биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно — технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно — образовательный (профильный); Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно — технического, юных техников), детская экологическая (эколого — биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств; детско — юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско — юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско — юношеские спортивно — адаптивные школы всех наименований.
Пункт 2 Списка включает в себя профессии и должности:
2. Директор (начальник, заведующий); заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; преподаватель; тренер — преподаватель; старший тренер — преподаватель; тренер — преподаватель по адаптивной физической культуре; старший тренер — преподаватель по адаптивной физической культуре; педагог дополнительного образования.
А Правила назначения досрочной пенсии тем, кто включён в п. 2 Списка следующие:
12. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
— на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
— у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Важно: два перечисленных условия обязательны, и нехватка даже нескольких дней стажа 16 лет 8 месяцев на 1 января 2001 года означает отказ в назначении досрочной пенсии.
И вот, после 1 мая (это ОНИ там, наверху, хорошо с датой подгадали) 2009 года стало выясняться, что у педагогов, имеющих стаж 25 лет… нет стажа 16 лет 8 месяцев на 1 января 2009 года.
То есть, теоретически может сложиться ситуация, когда учитель (преподаватель, педагог дополнительного образования) детской музыкальной школы (школы искусств), принятый на работу 30 апреля 1984 года – уйдёт на пенсию после 25 лет выслуги, то есть в 45-47 лет. А принятый на работу 1 мая 1984 года – уйдёт на пенсию в «общем порядке» — то есть в 55 или 60 лет.
Несправедливо?
Конституционный Суд РФ полагает: очень даже СПРАВЕДЛИВО. Конституция – не нарушается.
«…право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение…
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067» работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года — при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости — предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работу в учреждения дополнительного образования детей на должность педагога дополнительного образования после 1 января 2001 года»…
Теперь попробуем сделать выводы из правовой позиции, изложенной выше.
1. Правительство установило льготу, оно же, правительство – и отняло. Всё по закону.
2. Правительству лучше знать, труд какого педагога сопряжен с повышенными психофизиологическими нагрузками, а какого – нет.
3. Правительство подарило Вам уникальную возможность адаптироваться и с 1 января 2001 года перейти на другую работу. Работали в музыкальной школе? – Переходите учителем физики, химии; сольфеджио Вам в помощь…
4. Вы не знали об изменениях в законодательстве? Кто не спрятался – Правительство не виновато.
Скачать Постановление Правительства РФ № 781 можно в разделе «Каталог файлов» на сайте Досрочная пенсия педагогам.
Сергей Паншев,
адвокат.
Эта статья является авторской.
Размещение её на других сайтах приветствуется с обязательной ссылкой на
http://don-advokat.ru/ — Адвокат в Ростове-на-Дону
http://don-advokat.ru/blog/ — Юридический блог «Судебное дело»