Выполнение налогоплательщиком разъяснений Минфина исключает вину в совершении налогового правонарушения

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 8 апреля 2009 г. N 03-02-08/28

Вопрос: В письме Министерства финансов РФ от 7 августа 2007 года
N 03-02-07/2-138, в котором говорится о том, что позиция Минфина России, выраженная в письмах по конкретным или общим вопросам обращений граждан и организаций, не обязательна для налоговых органов.


Письмом Федеральной налоговой службы РФ от 14 сентября 2007 года
N ШС-6-18/716@ разъяснен порядок применения вышеуказанного письма Минфина
России.
Я полагал, что письма Минфина России (куда входит и ФНС) разъясняют
положения налогового законодательства в увязке с общим законодательством
Российской Федерации и должны помочь налогоплательщику разрешить сомнения
по трактовке положений налогового законодательства как в конкретных
обстоятельствах, так и в общих вопросах применения налогового
законодательства. Мне казалось, что такая позиция закреплена в статье
34.2 Налогового кодекса РФ.

Но по письмам выходит, что Минфин РФ и его ФНС могут трактовать
нормы налогового законодательства по-разному. А если налогоплательщик
получил разъяснение Минфина РФ, то он не может им воспользоваться,
поскольку оно не имеет юридической силы. В то же время ФНС может
руководствоваться разъяснениями Минфина РФ, если они адресованы ФНС, даже
если они и не имеют юридической силы.

Как же тогда понимать:
— Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина РФ от 13 ноября 2008 г. N 03-02-08/22;
— Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля
2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового
кодекса Российской Федерации»?
Правильно ли письма Минфина от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138
и 14 сентября 2007 года N ШС-6-18/716@ отражают официальные позиции
правительственных, законодательных и судебных властей?

Ответ: В соответствии с письмами Аппарата Правительства Российской
Федерации от 19.03.2009 N П48-23599 и от 30.03.2009 N П48-26337 в
Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрены Ваши
обращения от 13.03.2009 и 17.03.2009 о письменных разъяснениях Минфина
России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах и сообщается следующее.

Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации на
граждан и их объединения возложена обязанность соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы.
При исполнении данной обязанности (в части законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах) налогоплательщики, плательщики
сборов и налоговые агенты вправе учитывать письменные разъяснения Минфина
России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах, полученные ими в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2
Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Указанные письменные разъяснения Минфина России не направлены на
установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания. Соответствующие письма Минфина
России не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат
подготовке, обязательной правовой экспертизе в Минюсте России и
регистрации согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.08.1997 N 1009.

Такие письма имеют информационно-разъяснительный характер, в них
выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам,
содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым
агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога
(сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и
сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым
или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным
должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции в силу пункта
8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса является основанием
для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у
указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а
также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении
налогового правонарушения. Такие положения не применяются в случае, если
указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной
информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора,
налоговым агентом).

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин