Отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет — в стаж медикам и педагогам. Продолжение.

Ранее я уже писал о практике включения в специальный стаж периодов отпусков по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет с целью назначения досрочной пенсии работникам образования и здравоохранения.
В момент написания прошлой статьи в судах сложилась довольно устойчивая практика, в соответствии с которой отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, стали включать в специальный стаж, но – только до 6 октября 1992 года. Примечательно, что и в опубликованной судебной практике Верховного Суда РФ рассматривались периоды отпусков, которые заканчивались до 6 октября 1992 года. Однако в настоящее время ситуация существенно изменилась.
В 2010 году Верховный Суд опубликовал Определение Судебной коллегии по гражданским делам от 22 октября 2009 г. N 49-В09-14, где был рассмотрен вопрос о включении отпусков по уходу за ребёнком, предоставленных до 6 октября 1992 года, но продолжавшихся после этой даты.

Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих требований истица ссылалась на то, что имеет необходимый 25-летний педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, однако решением УПФ РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан ей из педагогического стажа истицы были исключены следующие период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 августа 1994 г.

Решением Илишевского районного суда Республики Башкортостан на пенсионный орган было возложена обязанность включить в специальный стаж Г.
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 августа 1994 г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 г. решение суда первой инстанции в части возложения на УПФ РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Г. в отпуске по уходу за ребенком с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Отменяя Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан и оставляя в силе Решение Илишевского районного суда, Верховный Суд РФ, ссылаясь на ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, указал: учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) Г. начался в период действия статьи 167 КЗоТ в прежней редакции, период с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Таким образом, периоды отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет должны включаться в полном объёме (то есть максимально до августа 1995 года) при условии, что такие отпуска были предоставлены до 6 октября 1992 года.

Безусловно, такая позиция Верховного Суда РФ может вызывать только радость за педагогических и медицинских работников, которые получили возможность уйти на заслуженный отдых значительно раньше — почти на три года!

Но нельзя не отметить и некоторый казус. Раньше суды исходили из конечной даты включения отпусков в стаж для назначения пенсии — 6 октября 1992 года — она была одинаковой для всех, независимо от даты предоставления отпуска, что согласуется с конституционным принципом равенства всех перед законом. То есть, предоставлен отпуск 1 декабря 1989 года, или 5 октября 1992 года — одинаково для всех включались периоды только до 6 октября 1992 года. Теперь же возникла любопытная ситуация: отпуск по уходу за ребёнком, предоставленный женщине 5 октября 1992 года, войдёт в специальный стаж в полном объёме, то есть около трёх лет, до августа 1995 года; а предоставленный на следующий день, 6 октября 1992 года — в специальный стаж вообще не войдёт.

С целью правильной оценки пенсионных прав следует также подчеркнуть, что в определении Верховного Суда РФ речь идёт не о дате рождения ребёнка, а о дате предоставления отпуска по уходу за ребёнком. Дело в том, что в соответствии со статьёй 165 КЗоТ, до 6 октября 1992 года женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае ненормальных родов или рождения двух и более детей — семьдесят) календарных дней после родов. За этот период выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию. Отпуск по беременности и родам и ранее, и сейчас входит в педагогический стаж, и его нельзя путать с отпуском по уходом за ребёнком. Таким образом, представляется, что для включения в педстаж отпуска по уходу за ребёнком необходимо, чтобы именно отпуск по уходу за ребёнком (а не отпуск по беременности и родам) был предоставлен до 6 октября 1992 года.

Таким образом, в настоящее время необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Отпуск по беременности и родам включается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам, независимо от даты предоставления такого отпуска.

2. Отпуск по уходу за ребёнком включается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам, если он был предоставлен до 6 октября 1992 года, в том числе, если этот отпуск продолжался и после этой даты.

3. Отпуск по уходу за ребёнком включается в специальный стаж без каких-либо дополнительных условий, в том числе и тогда, когда отпуску не предшествовала и после него не следовала работа по специальности. Но какая-то трудовая деятельность отпуску должна предшествовать — иначе не будет и самого отпуска.

4. Отпуск по уходу за ребёнком включается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости медицинским работникам на льготных условиях и в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 3 месяца, если женщина работала в сельской местности; 1 год за 1 год и 6 месяцев, если женщина работала в должностях и учреждениях, предусматривающих льготное исчисление.

Увы, но любая судебная практика для чиновников от ПФР — пустой звук, они просто не признают её наличие. Поэтому, если период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 15, лет и до 6 октября 1992 года ещё включают в стаж (на что потребовалось несколько лет), то отпуск по уходу за ребёнком по достижению им возраста 3 лет и, тем более, если отпуск продолжался после 6 октября 1992 года, придётся, скорее всего, решать в судебном порядке. Как показывает практика, для включения отпуска по уходу за ребёнком в льготном порядке и в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца, как 1 год и 6 месяцев) медицинским работникам также приходится обращаться в суд.

Сергей Паншев,
адвокат.

Рекомендую