Как-то примерно год назад, на одном из форумов, на вопрос «могут ли меня уволить после 10 лет службы без жилья, если моя должность сокращается, и я в рапорте требую уволить меня по ОШМ после предоставления жилья», я ответил: «Могут», — и кратко пояснил – почему.
Реакция была возмущенно-назидательная: «вы что там, законы не читаете?», «в ФЗ «О статусе военнослужащих» ясно написано – «НЕ могут!», «юрист, блин…»!

Конечно, речь идет о статье 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», в которой установлено:

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений

В данной ситуации часто имеет место классический случай, когда военнослужащий, прочитав «хорошую» для себя статью, подсознательно однозначно толкует её «в свою пользу», не замечая подводных камней, вольно или невольно расставленных законодателем, и изощренно используемых командованием и военными судами, и не пытается согласовать её, эту статью, с другими, регулирующими порядок и правила увольнения, что и приводит к ошибкам.

Вот этим – толкованием и согласованием – мы сейчас и займёмся.

Для того, чтобы понять, в чём может быть подвох, необходимо для начала внимательно изучить структуру статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», которая предусматривает основания увольнения.

Для наглядности я показал структуру этой статьи в виде цветной таблицы, на отдельном страничке, которую можно посмотреть здесь.

Разобрались?

Итак, военнослужащий может быть уволен по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ), то есть увольнение может быть:

- как по инициативе командования и независимо от воли военнослужащего

«при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность)….» (абз 1 п.п. а) п. 4 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы»).

- так и по инициативе самого военнослужащего, но здесь одного желания недостаточно, так как командование вправе – даже при сокращении воинской должности – назначить военнослужащего — без его согласия!!! – на другую равнозначную должность
(п. 14 ст. 11 этого же Положения).

Теперь обратимся к текстам рапортов, которые обычно пишут военнослужащие:

«Прошу уволить меня досрочно с военной службы на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по организационно-штатным мероприятиям после обеспечения меня и членов моей семьи жилым помещением по нормам, установленным законодательством РФ»…

Противоречие, которое содержится в этой формулировке, заключается в том, что военнослужащий, ОДНОВРЕМЕННО, с одной стороны, просит/требует увольнения, а с другой – не увольнять его до обеспечения жильём.

(различные формулировки типа «прошу уволить, но из списков части не исключать» — сути не меняют).

Более того, обращаясь в рапорте с просьбой/требованием об увольнении, военнослужащий забывает, что ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» содержит, казалось бы, безобидную оговорку: не может быть уволен «без его согласия» .

А в рапорте-то он не только соглашается – просит!

Вы не согласны с таким толкованием?

Я – тоже. Более того, я считаю, что законодатель формулировал ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» именно с целью максимальной социальной защиты военнослужащих при увольнении по ОШМ, и ни как не мог предполагать, что эта формулировка будет толковаться так извращённо.

Но кого интересует моё и ваше мнение? Самое поганое заключается в том, что современная (в период формирования «нового облика» — читай, массового сокращения) судебная практика исходит из таких вот рассуждений:

— ст. 23 предусматривает защиту военнослужащих в ситуациях, когда невозможно назначить на другую должность и военнослужащий подлежит безусловному увольнению, независимо от его воли;

— сами по себе организационно-штатные мероприятия не являются безусловным основанием для увольнения, военнослужащий может быть назначен на другую должность;

— обращение военнослужащего с рапортом об увольнении свидетельствует о его согласии на увольнение без предоставления жилья (при этом упоминание в рапорте «после предоставления жилья» суды просто не замечают).

Вывод: требуешь увольнения по ОШМ – пожалуйста, уволим, с оставлением в списках очередников (да-да, именно очередников, а не ВНЕочередников, читай п. 12 Приказа МО РФ № 80 – 2000 года), но больше тебе никто ничего не должен.

Да, всё это очень… сомнительно. НО это – реальность, о которой нужно знать и которую нужно учитывать.

Всем кто желает лично удостовериться в существовании такой практики (пока, на сегодняшний день, не опровергнутой Военной коллегией Верховного Суда РФ) – отсылаю к многочисленным военно-правовым форумам, где выложены эти решения (свой блог засорять ими просто не хочу).

Да что там, вот совсем «свеженькое» обращение — читайте здесь.

Есть ли выход из этой дрянной ситуации?

Есть.

Если Ваша должность подлежит сокращению, алгоритм следующий.

1. Вспомнить, признаны ли вы в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, если да – сделать ксерокопии рапорта, протокола жилкомиссии, списков очередников. Если нет – рапорт на имя председателя жилкомиссии – протокол заседания – включение в списки очередников – направление списков в КЭЧ гарнизона.

2. Написать рапорт, где указать:

«Желаю продолжать военную службу, согласен на назначение на равнозначную и вышестоящую должность. В случае, если назначение на равнозначную или вышестоящую должность невозможно, прошу обеспечить меня и членов моей семьи жилым помещением по установленным нормам, после чего направить представление на увольнение в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — по организационно-штатным мероприятиям».

И помните, отказ от равнозначной должности может означать увольнение по несоблюдению условий контракта с вашей стороны, со всеми вытекающими последствиями – не только без жилья, даже в списках очередников не оставят, независимо от выслуги и прежних заслуг.

3. Незадолго до истечения 6-месячного срока нахождения в распоряжении (то есть когда становится очевидным, что должности нет, и вы подлежите увольнению) написать рапорт на имя председателя жилкомиссии с просьбой включить вас в список внеочередников.

4. После истечения 6-месячного срока нахождения в распоряжении ещё рапорт, уже покороче:

«В связи с невозможностью назначения на равнозначную или вышестоящую должность в установленный законом срок, прошу обеспечить меня и членов моей семьи жилым помещением по установленным нормам во внеочередном порядке, после чего направить представление на увольнение в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — по организационно-штатным мероприятиям».

Вторая проблема, которая часто встречается, заключается в том, что увольняемый военнослужащий, далеко не всегда согласен получить жильё по месту службы и желает выбрать своё новое место жительства.

И вот здесь тоже могут быть подвохи.

В 2007 году Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла «знаменитое» решение от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30 (обсуждение этого решения на некоторых форумах доходит до тысячи сообщений).

Это решение вызвало не только возмущение воинского братства, оно получило крайне удивлённую реакцию военных юристов-учёных (участвовавших, кстати, в разработке ФЗ «О статусе военнослужащих).

Суть этого решения заключается в том, что военнослужащий, имеющий служебное жилое помещение по нормам установленным законодательством, но пожелавшим получить жильё не по месту службы, а в избранном месте жительства, подлежит увольнению с военной службы без обеспечения жильём.

На практике это означает примерно следующее:

Если военнослужащий всё время прослужил в Арбатском военном округе, и не имеет даже служебного жилья (а в Москве это довольно распространено), и желает получить жилое помещение именно в Москве, то его уволить до обеспечения жильём – не вправе.

Если же военнослужащий всю службу топтал Забайкальские сопки, имеет служебное жильё (а в Забайкалье-то его, как раз, почти все имеют), и захотел избрать местом своего жительства… нет, не Москву даже, а скажем, поближе к старикам-родителям, в Рязань, там или в Тулу – так вот его уволят без жилья, несмотря на выслугу, льготное основание увольнения, и все прочие заслуги.

Всё моё существо протестует против опубликования этого решения на своём блоге, но я вынужден это сделать, так как, повторюсь, вы должны знать и учитывать эту существующую реальность…

Решение здесь.

В заключение отвечу на ещё один часто повторяющийся вопрос: «У нас в части говорят, что идут не ОШМ, а реорганизация, требуют написать рапорт на увольнение по собственному желанию, законно ли это, будем ли мы в этом случае обеспечены жильём?»

Такого понятия, как «реорганизация» в военном законодательстве – нет. Есть только ОШМ – со всеми вытекающими льготами. Вас вводят в заблуждение – видимо, с целью лишения законных льгот. Написать рапорт на увольнение по собственному желанию – значит своей рукой лишить себя льгот по обеспечению жилым помещением.

Сергей Паншев,
адвокат.
Эта статья является авторской.
Использование на других сайтах допускается
с обязательной активной ссылкой на «Военный адвокат».

Комментарии (9) на "Предоставление жилого помещения при увольнении по организационно-штатным мероприятиям"

  1. Андрей пишет:

    Здравствуйте! В распоряжении с 22.06.09 г, подскажите пожалуйста:

    1. Могу ли я сразу написать рапорт — В связи с невозможностью назначения на равнозначную или вышестоящую должность в установленный законом срок, прошу обеспечить меня и членов моей семьи жилым помещением по установленным нормам во внеочередном порядке, после чего направить представление на увольнение в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — по организационно-штатным мероприятиям».(без рапорта на согласие на равнозначную должность. Должность не предлагалась) ?

    2. Могут ли мне после написания данного рапорта предложить равнозначную должность? (Не хотелось бы )

    3. Смогу ли я от нее отказаться без потерь?

    За ранее СПАСИБО!

  2. ВЛАДИМИР пишет:

    НЕМНОГО С ВАМИ НЕ СОГЛАСЕН ДАЖЕ НИ Я А ЗАКОН ПОЯСНЮ : ЕСЛИ ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ НАПИСАЛ РАПОРТ О ТОМ ЧТО ОН СОГЛАСЕН НА УВОЛЬНЕНИЕ ПО ОШМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ НО В РАПОРТЕ НЕ ИЗЪЯВИЛ СВОЕГО ЖЕЛАНИЯ УВОЛИТЬСЯ БЕЗ ЖИЛЬЯ ТОГДА ЕГО НЕ ИМЕЮТ ПРАВА УВОЛЬНЯТЬ БЕЗ ЖИЛЬЯ А ВОТ ЕСЛИ ОН СОГЛАСИЛСЯ УВОЛИТЬСЯ БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ВОТ ЭТО ДРУГОЙ ВОПРОС. НО Я ДУМАЮ ЧТО ТАКИХ ЕДИНИЦЫ ВЫВОД : НЕ ПИСАТЬ В РАПОРТЕ СОГЛАСЕН НА УВОЛЬНЕНИЕ ПО ОШМ БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ

  3. [...] на день увольнения. Подробнее об этом можно почитать здесь и [...]

  4. Ирина пишет:

    Скажите пожалуйста, входит ли срочная служба в военный стаж, чтобы потом получить сертификат на жилье (н-р, 1 год срочки+9,5 лет по контракту) -увольнение по ОШМ?

  5. Константин пишет:

    Вы заставляете из одной проблемы (не увольняют и не предоставляют жилье) подписать себе еще одну проблему (согласиться на перемещение на равнозначную или вышестоящую должность куда-нибудь в нежелательное место, а уже отуда уволят без проблем, но с избушкой).

    И сейчас не увольняют, а выводят в распоряжение.

    Хотя сам вывод в распоряжение до предоставления жилья является не законным.

    Есть ли еще какой-то законный выход из данной ситуации — получить жилье и уволиться.

  6. Андрей пишет:

    Здравствуйте.Нахожусь в распоряжении командующего СКВО.собрал документы для плучения жилья,вернулись документы из КЭЧ,с требованием предоставить справки с места жительства с 91-года по сей день.Я-сын в/сл-го.В 91-м жили на Украине,мне было 10 лет,??????????так же справки с БТИ по всем пропискам в паспорте,а это и Псковская обл. и другие. Есть ли основание на это?как быть?

  7. гайк пишет:

    Я ,обеспечивался в составе семьи своего отца, в 2006году , в 2009 году уволился по ОШМ, в 2008 женился, 2-ое детей,полк признал меня нуждающимся в улучшении жил-условий, но КЭЧ не оформляет документы на ГЖС мотивизируя это тем что я обеспечивался ГЖС, а члены семьи в пролёте, суд принял решение * востановить в списках части , до решения обеспечения меня и членов моей семьи по программе ГЖС, написал рапорт о включении меня в кандитаты на ГЖС, юрист отеазывается,

  8. Александр2010 пишет:

    Здравствуйте! я офицер, в ходе ОШМ было объявлено об отсутствии должностей и предложено написать рапорта на получение квартир и увольнении по ОШМ. Написал рапорт на получение квартиры, получил. Рапорт на увольнение не писал в листе беседы написал что хочу служить. Случайно нашел отношение в соседней части (СибВО), сержантская должность. Кадры устно предложили (так между делом) сержантскую должность в другом округе(СКВО)(ВУС в обеих должностях не подходит), я отказался ничего не подписывая(не предлогали), пояснить почему не учли мое отношение не смогли, издали приказ на увольнение, который в часть пришел 27 октября, ознакомился под роспись 2.11.10, сейчас подписываю обходной лист. Нехватает до минимальной пенсии 10 мес. . ВВК прошел. Правомерно ли увольнение?

  9. Андрей пишет:

    Мне пришла квартира, но я ее еще не оформил, документы в Москве будут рассмотрены в течение 3 месяцев. Но командир готовит документы на увольнение. Законно ли это?